Общие сведения:
В основных чертах прошлое мира TYPE-MOON соответcтвует реальности: планета возникла 4,5 млрд лет тому назад, в то время как человеческая цивилизация зародилась порядка 10 тыс. до н. э. и прошла через все основные вехи исторического процесса – от Древнего мира до Новейшего Времени. Ключевые отличия его связаны главным образом с одной из фундаментальных особенностей сеттинга – изменчивостью законов природы.
Несколько упрощая можно сказать, что условия жизни на Земле сеттинга «подстраиваются» под наиболее могущественных обитателей планеты (известных в этом статусе как Приматы или Первейшие). В доисторические времена и древнейшие исторические периоды в этой роли выступали Боги – могущественные сверхъестественные существа, и в тот период планета во многом напоминала мир высокого фэнтези: его законы были основаны на мифологической логике (принципе/принципах Мистерий), процветали фантастические существа и народы, волшебство обладало большей силой и т. д. Позднее, когда в роли Приматов утвердилось человечество, сверхъестественные силы начали слабеть, а соответствующие феномены начали слабеть и исчезать (среди волшебников это явление известно как закат или увядание Мистерий). К первым десятилетиям XXI века данный процесс привел к тому, что на поверхности Земли безоговорочно господствуют «обычные» законы физики, в то время как остатки мира чудес и волшебства сохраняются лишь на периферии цивилизации – в глухих уголках планеты, в тени современного общества и т. п. Большинство людей ничего не знает о фантастическом прошлом мира, и считает соответствующие сообшения гиперболой и вымыслом.
Переход между двумя состояниями – известными как Эра Богов и Эра Людей соответственно – происходил не мгновенно, и может быть условно разбит на несколько этапов. Этот процесс также характеризует некоторая географическая неравномерность: в некоторых регионах планеты соответствующие изменения происходили раньше или позже, чем в других.
Первая Эра Богов
??? – около 12 тыс. лет до н. э.
Древнейшая эпоха в истории мира.
Предположительно на это время приходится расцвет мифических и легендарных цивилизаций вроде знаменитой Атлантиды.
Основные характеристики:
В роли Приматов Земли выступают Боги – могущественные сверхъестественные сущности, как правило олицетворяющие различные природные явления и/или абстрактные концепции. Отличительной особенностью существ данного класса является обладание Авторитетами – особой разновидностью сверхъестественных сил, дающих прямую власть теми аспектами реальности, которые персонифицирует обладатель (например Авторитет Бога Морей, Авторитет Богини Искусств и Ремёсел, Авторитет солярного божества и т. д.). Боги подразделяются на различные пантеоны, обычно связанные общим происхождением.
Поверхность Земли разделена на множество Текстур – своего рода «малых» миров, устройство которых соответствует космологическим моделям той или иной религиозно-мифологической системы (т.е. можно говорить, например, о древнеегипетской мифической Текстуре, Текстуре мифологии Древнего Междуречья, мире южноамериканской мифологии и т. д.). Сообщение между Текстурами ограничено и доступно лишь наиболее могущественным из их обитателей.
Атмосфера Земли этого периода насыщена Подлинным Эфиром – высококачественной магической энергии, намного превосходящей современную ману, что облегчает творение мощных чар (а также делает её непригодной для современного человека).
Волшебство в этот период неотделимо от Истинной Магии, ни на теоретическом, ни на практическом уровнях.
Планету населяет множество фантастических существ: мифические звери, волшебные народы (известные как Фантазменные виды), духи природы (Элементали) и т. д.
Конец первой Эры Богов наступает порядка 14 000 лет тому назад, в результате нападения Велбера – могущественной инопланетной сущности, враждебной всякой разумной жизни. Вторжение провоцирует глобальную катастрофу, подорвавшую коллективную мощь Богов, и тем самым открывшую путь для возвышения человечества.
(Обитателям современности, включая волшебников, мало что известно о первой Эре Богов; даже темпоральные сканеры Халдеи неспособны проникать в настолько далёкое прошлое. Соответствующими сведениями таким образом обладают лишь Слуги, особенно те, кто имеет тесные связи с божественными сущностями).
Вторая Эра Богов
12 тыс. лет до н. э. – 1 год н. э.
Первый переходный этап на пути от мифологических времен к современному состоянию мира. Человечество постепенно утверждается в роли Приматов Земли, что запускает процесс постепенного угасания и исчезновения сверхъестественных явлений.
Для этого периода характерны следующие процессы:
Возникновение и развитие технологической (т.е. опирающейся на физические законы, а не сверхъестественные силы) цивилизации.
Боги превращаются Божественных Духов – постепенно утрачивают материальные оболочки и оказываются вытеснены в иные измерения; при этом их способность взаимодействовать с физической реальностью начинает зависеть от людской веры и поклонения.
Мифологические Текстуры исчезают, сливаясь в единое целое. Данный процесс может носить постепенный характер (границы между мирами истончаются и исчезают, мифические географические объекты превращаются в обычные и т. д.), либо принимать вид масштабных катастроф (например гибель 9 царств скандинавской мифологии во время Рагнарёка).
Численность Фантазменных видов и Элементалей на Земле начинает снижаться; многие из них переселяются в отдельное измерение, известное как Обратная Сторона Мира (или Изнанка), другие погибают или скрываются в малонаселенных регионах мира.
На вторую Эру Богов приходится большинство «героических эпох», о которых повествуется в фольклоре народов мира и произведениях мирового эпоса; с точки зрения исторической науки этот период корреспондирует временам зарождения цивилизации и Древнему миру.
Волшебство второй Эры Богов также отличается большой силой на протяжении всего этого периода, однако ближе к концу эпохи начинает постепенно утрачивать позиции под давлением продолжающегося технологического прогресса. В I тыс. до н. э. возникает граница между «простым» волшебством и Истинной Магией. Концентрация Подлинного Эфира в атмосфере также постепенно снижается, что затрудняет использование высокоуровневых заклинаний.
К концу этой эпохи мир окончательно принимает свои «исторические» очертания.
(На практике разграничение между первой и второй Эрами Богов обычно игнорируется).
Эра Людей
1 г. н. э. – современность.
«Нынешний» временной период в истории сеттинга. Характеризуется господством естественнонаучных законов природы на большей части Земли, существованием развивающейся технологической цивилизации и глубоким упадком сверхъестественных феноменов (в содержательном плане данное положение тождественно понятию Человеческого Порядка). Условно может быть разбит на два интервала:
Эпоха Легенд
1 г. н. э. – XVI в. н. э.
Второй переходный этап на пути к установлению нынешнего состояния мира. Характеризуется следующими процессами:
Законы Эры Людей устанавливаются на большей части поверхности Земли; области, где сохраняются порядки мифологических эпох (в частности, Подлинный Эфир), последовательно уменьшаются, со временем сокращаясь до небольших «оазисов» (на островах, в горах и иных труднодоступных уголках мира).
Древние божества утрачивают возможность оказывать масштабные воздействия на земную реальность, и, по сути, превращаются в пассивных наблюдателей.
Элементали и Фантазменные виды сохраняют относительно высокую активность на протяжении большей части этого периода, однако ближе к его завершению перестают активно взаимодействовать с человечеством.
Возникает и оформляется феномен современного волшебства, построенного на использовании Фальшивого Эфира. Развитие новой формы магического искусства в данную эпоху носит неоднородный характер: стадии интенсивного прогресса чередуются с периодами упадка.
Число известных Истинных Магий доходит до четырёх.
На «Эру Легенд» приходятся героические эпохи «квазисторического» характера: например, времена короля Артура и рыцарей круглого стола. Хронологически она корреспондирует последним столетиям античности и периоду Средних Веков.
(Название периода носит условный характер)
Современная эпоха
XVI в. н. э. – первые десятилетия XXI в. н. э.
Текущий период истории Насуверса. Характеризуется прежде всего стремительным развитием науки и технологии, которому корреспондирует продолжающееся увядание Мистерий.
В этот период сверхъестественные явления практически полностью уходят из жизни обычных людей: древние божества и элементали перестают контактировать с человечеством, Фантазменные существа по большей части покидают Землю, волшебники начинают скрывать свои способности от окружающих и т. д. Со временем это приводит к тому, что общество начинает относиться к соответствующим явлениям как к вымыслу.
На фоне продолжающегося упадка Мистерий мощь волшебства в эту эпоху сильно снижается, однако оно также обретает новые формы, неизвестные ранее.
В ХХ веке открыта Пятая Истинная Магия – последняя из известных на сегодняшний день.