Духи – общее название для различных существ, по умолчанию не обладающих материальным телом. Содержательно данная категория отличается большим многообразием: к ней относятся воплощения природных явлений, законов и абстрактных концепций, призраки и привидения, эманации существ из иных измерений и даже воплощения фантазий/страхов и т. д.
Общей особенностью духов является то, что они существуют на особом плане бытия близком материальному миру, но независимому от него. Из-за этого на них нельзя повлиять физически (например, они могут проходить сквозь физические преграды и им нельзя навредить обычным оружием), но и они не способны взаимодействовать с «плотными» объектами напрямую – ради этого они вынуждены искать помощи посредников, захватывать чужие тела, создавать временные оболочки с помощью магической энергии и т. д. Наиболее сильные из них имеют способность к инкарнации – перманентному воплощению в физическом мире (при этом они утрачивают преимущества, даваемые инкорпореальностью).
Условно духов можно разделить на 3 крупные категории в зависимости от их происхождения.
Человеческие духи – существа, возникшие в результате деятельности людей. Не все представители данной категории принадлежат или принадлежали к человечеству напрямую, скорее к ней относятся те духи, которые существуют благодаря ему. К ним относятся:
Привидения – не полноценные духи, а скорее «эхо» умерших людей – сгустки чистой магической энергии, окрашенные обрывками воспоминаний, мыслей и эмоций, отпечатавшихся в определенных местах или предметах. Неразумны, однако иногда способны до определенных пределов имитировать личность «исходника» (здесь допустима аналогия с искусственным интеллектом).
Привидения практически лишены способности влиять на физические объекты, но могут взаимодействовать с людьми, особенно чувствительными к сверхъестественным феноменам, внушая тем определенные мысли и идеи. В некоторых случаях они могут даже захватить контроль над жертвой (со стороны это выглядит как помешательство на почве навязчивых идей).
Волшебники, особенно некроманты и специалисты в области духовной эвокации, часто взаимодействуют с привидениями: используют их в качестве фамильяров, источников энергии или даже оружия. Опытные специалисты даже способны создавать искусственные привидения (они часто кладутся в основу «псевдосознания» различного рода автономных магических конструктов).
Призраки или неупокоенные – «настоящие» человеческие духи, души людей, оставшиеся в материальном мире после смерти физического тела (обычно из-за некоего важного незавершенного дела). Они обладают собственной волей и разумом, сохраняя навыки, которыми обладали при жизни, а также способны поглощать жизненную и магическую силу других людей, увеличивая свою мощь.
Большинство призраков представляют собой бесформенные тени, возможности которых едва превышают те, что имеются у привидений. Более могущественные духи данного типа способны вселяться в неодушевленные объекты, захватывать контроль над чужими телами и создавать временные имитации своих настоящих тел из магической энергии. Сильнейшие из них по способностям сопоставимы с низкоуровневыми Героическими Душами, и могут быть призваны в качестве Слуг.
Волшебники также используют призраков в своей деятельности, но по сравнению с привидениями, это требует большего мастерства и усилий. Кроме того, неупокоенных духов невозможно создать искусственным путем.
Героические Души – сильнейшие из духов данной категории, превосходящие обычных призраков в тысячи или даже десятки тысяч раз. Воплощения элементальной мощи людей, хранители и защитники Человеческого Порядка. Большинство из них представляют собой души прославленных людей – героев мифов и легенд, выдающихся исторических деятелей и т. д. – изъятые из круга перерождений, и сохраненные в особом пространстве за пределами пространства-времени (Троне Героев) чтобы их таланты и способности могли послужить иным поколениям (в целом же, в подобном качестве могут быть призваны практически любые существа, прямо или косвенно послужившие благу человечества).
Полноценное воплощение Героических Душ является привилегией «людского» Контрфорса (Алайи), однако волшебникам удалось частично воспроизвести данный феномен, разработав магическую систему призыва Слуг, варианты которой используются в Войнах Священного Грааля.
(Подробнее о Героических Душах и Слугах см. соответствующую статью).
Элементали – различные духовные сущности, порождаемые Планетой (биосферой Земли); воплощения природных явлений, флоры и фауны и т. д. Их можно рассматривать как проявления метафизической силы, ответственных за сохранение живой природы – «планетарного» Контрфорса (Гайи).
(Технически термин «элементаль» относится к любым духам, воплощающим те или иные феномены, однако на практике он практически всегда обозначает именно порождения природы).
К этой категории относятся:
Звериные духи – души животных, оставшиеся в мире после гибели физического тела. Во многих отношениях идентичны человеческим призракам, однако по общему правилу отличаются большей силой: это связано с тем, что, будучи близки естественной природе, они способны поглощать энергию из природных силовых линий.
Волшебники способны ставить звериных духов себе на службу, однако подобные техники довольно сложны и требуют немалого таланта.
Природные духи – воплощения природных явлений («стихий» в терминологии волшебников). Если представить Землю как живое существо, то представители данной категории можно условно сопоставить с функциональными единицами её организма – клетками, тканями и т. д.
Простейшие из природных духов неразличимы человеческим глазом, лишены воли и разума – до некоторой степени они идентичны чистой магической энергии, разлитой в природе. Существуют, однако, и более высокоорганизованные стихийные элементали, способные к материализации и инкарнации без посторонней помощи (т. е. лишь за счёт той силы, которую они получают от Планеты). Как правило, они служат Земле аналогом органов чувств и иммунной системы, собирая информацию и отвечая на внешние угрозы.
Хотя стихийные элементали и являются в первую очередь порождениями природы, на их форму и способности оказывает влияние человеческая культура – можно сказать, что Земля своею метафизической силой воплощает в жизнь образы, рожденные людским воображением. Из-за этого данная категория частично пересекается с Фантазменными Зверями: в частности, разновидностями элементалей, являются западноевропейские фэйри, японские тэнгу и иные духи – воплощения стихий и «хозяева» местностей мировой мифологии и фольклора.
Отличительной способностью природных духов выступает способность манипулировать природными явлениями как частью собственного тела – одной лишь силой воли (по терминологии волшебников – Мраморный Фантазм). Эффективность данной способности определяется стихией и уровнем духа, также его интеллектуальными способностями; сильнейшие из них способны вызывать к жизни ужасающие катаклизмы и стихийные бедствия. Человек, будучи существом, отделившимся от естественного мира, неподвержен действию Мраморного Фантазма на прямую, но него можно повлиять косвенно (например, обрушив на него ураганный ветер); кроме того, антропогенная среда несколько ослабляет эффективность данной способности – для воплощения по-настоящему масштабных эффектов элементалю придется сначала «очистить» среду от влияния цивилизации.
(Название проистекает из метафоры мешочка, в котором хранится 99 черных мраморных шаров и 1 белый; считается что способности элементаля позволяют тому всегда вытаскивать белый шар, превращая событие с вероятностью в 1% в 100%-е).
Хотя природные духи и являются служителями Земли, они обладают собственной волей и личностью, а потому способны пренебрегать своими обязанностями или даже идти против её воли (хотя подобное происходит очень редко). Некоторые из них способны даже разорвать метафизическую связь между собой и природой; в таком состоянии они утрачивают привилегированный доступ к ресурсам Планеты, и превращаются в нечто вроде людей (или других живых существ), но с некоторыми необычными способностями.
В настоящее время Гайя и её порождения редко контактируют с людьми напрямую, и по общему правилу, не проявляют интереса к миссии Халдеи. В прошлом, однако, контакты между духами природы и человечеством происходили гораздо чаще (например, Владычица Озера из артуровских легенд и наставники знаменитого японского героя Минамото но-Ёсицунэ, были элементалями). Из-за этого агенты Обсерватории могут потенциально столкнуться с подобными существами в своей деятельности. Кроме того, некоторые из Героических Душ изначально были природными духами, ставшими на сторону Человеческого Порядка при жизни.
Божественные Духи – особая разновидность духовных существ. Форма существования, которую приняли представители древних пантеонов после того, как утратили свой статус Приматов. Формально считаются разновидностью высокоуровневых элементалей, но на практике почти полностью независимы от Гайи.
С практической точки зрения основными отличиями Божественных Духов от Богов являются отсутствие физических тел, и связанная с этим зависимость от человеческого поклонения. Можно сказать, что в своем естественном состоянии они существуют в иных измерениях, и вынуждены искать сосуды для того, чтобы вмешиваться в события на Земле. В древнейшие времена возможности Божественных Духов не слишком отличались от тех, что были присущи полноценным Богам, однако к настоящему времени значительно сократились (в частности, они не могут использовать Авторитеты, не разрушая свои текущие вместилища).